Проект реконструкции подвесного Тереспольского моста в Брестской крепости

Первый подвесной мост Российской Империи

1

Памятник инженерного искусства

УПСП «Армиг» и ООО «Экомост» разработали архитектурный проект объекта: «Историко-культурный комплекс «Брест». Первая очередь. Реставрация с реконструкцией Тереспольского моста с набережной и Тереспольскими воротами». Архитектурный проект разработан на основе концепции Историко-культурного комплекса «Брест».
«Мост предназначен для пешеходного движения с возможностью одиночного разового проезда обслуживающего транспорта массой до 45 тонн.»
На основании проведенных комплексных историко-археологических исследований, архитектурным проектом предусмотрены решения:

- по воссозданию на период до 1914 года руслового пролетного строения и пилонов подвесного моста с реконструкцией под современные нагрузки существующих мостовых фундаментов, конструкций пролетного строения пойменного прохода, подпорных стен и подземных анкерных сооружений;

- по реставрации наружного и внутреннего фасадов Тереспольских ворот по состоянию 1941 года со следами войны, с реконструкцией существующих несущих конструкций и встроенных в них устройств натяжения и закрепления канатов под современные нагрузки моста;

- по воссозданию мостовых сходов к воде и оград прирусловых площадок моста по образу Саперной набережной в состоянии до 1939 года.

2

Историко-архивные и библиографические изыскания

Воссоздаваемый подвесной мост связывает Цитадель и Тереспольское укрепление Брестской крепости, расположен на месте существовавших задолго до него деревянных мостов через реку Западный Буг, на древней дороге с Запада на Восток (в последствии - Варшавский тракт). Это первый подвесной мост Российской империи, памятник инженерного искусства, художественные достоинства которого неоднократно отмечались в трудах и записках путешественников того времени.
Оригинальные проектные материалы по строительству и ремонтам объекта сохранены в Российском государственном военно-историческом архиве: фонд 349, опись 4, дело 2391. Проект моста разработан группой российских военных инженеров в 1843-48 годах в комплексе с Тереспольскими воротами. Проект утвержден в 1854 году. В 1860 году мост уже эксплуатировался. По архивной документации, деревянные части моста ремонтировались в 1892 и 1909 годах.
Проект Тереспольских ворот, 1854 г.
До 1914 года длина моста между крайними анкерами подвесного строения составляла 159 м, при длине руслового пролета 91.9 м, ширине - около 9 м и отметке судоходного габарита в Балтийской системе высот 136.10 м.
Тереспольские ворота. 1915-1918 г.
Русловое пролетное строение моста было собрано из деревянных конструкций, подвешенных к трем рядам канатов из стальной проволоки, опирающихся на железобетонные пилоны и закрепленных в подземных анкерных устройствах на Тереспольском укреплении (левый берег), а на Цитадели (правый берег) - в конструкциях Тереспольских ворот. При этом, ворота являлись неотъемлемой и неделимой частью моста: в них была устроена система натяжения и закрепления (анкеровки) мостовых канатов.
Тереспольские ворота. 1915-1918 г.
Между анкерными устройствами и пилонами подвесного пролета на Тереспольском укреплении имелся пойменный проход шириной около 14 м, пролет над которым перекрывался деревянным настилом по кирпичным аркам.

Пилоны моста были оштукатурены и окрашены, декорированы чугунными маскаронами, часть которых находится в музее Брестской крепости. Снаружи ворота также были оштукатурены и окрашены. На сохранившейся акварели того времени отчетливо видны белый и светло-охристый оттенки окраски элементов ворот. На центральных пилонах моста и на порталах ворот располагались чугунные с позолотой "орлы" - гербы Российской империи. В целом композиция моста была конструктивна и легка.

В 1914 году, при отступлении российскими войсками демонтируется один ряд пилонов, один ряд вант и весь настил моста. В 1915 году немцы восстанавливают одну полосу моста.

К 1930 году на месте вантового моста, в его габаритах, польскими саперами строится мост на деревянных опорах с пролетными деревянными фермами. Так как высота деревянных ферм была намного больше высоты подвесного пролетного строения, то, чтобы сохранить судоходный габарит, примерно на 2.2 м была поднята проезжая часть, были до бетонированы прирусловые подпорные стенки моста, подсыпаны подъездные дороги к нему на обоих берегах. Судя по чертежам 1848 года, на острове были засыпаны каменные подпорные стены с арочным пойменным проходом. Подсыпка съезда с моста у Тереспольских ворот была решена с устройством подпорных стенок и ограждений. Справа от моста была устроена так называемая Саперная пристань.
Тереспольские ворота. 1939 г.
В результате поднятия отметок настила моста, композиционно, ворота оказались как бы "в яме". Может поэтому, для акцентирования ворот, над ними была надстроена трехэтажная башня. Ансамбль по стилю и силуэту был принципиально изменен и просуществовал до начала Великой отечественной войны.

В 1941 году штурм крепости велся с применением тяжелой артиллерии. В барбакан, рядом с воротами, попал снаряд системы "Карл", разворотивший дальнюю от ворот часть барбакана и саперную пристань. Была разрушена часть здания между воротами и барбаканом. От прямых попаданий пострадала башня, надстроенная над воротами "за польских часов". На фотографиях того времени видно, что здание ворот в габаритах до 1914 года не было разрушено. Фасад со стороны моста получил повреждения на отдельных участках наружной кладки стен, декоративных деталей и кровли. Хорошо сохранился внутренний фасад ворот.
Тереспольские ворота. 1941-1944 г.
Накануне приезда в крепость Гитлера и Мусолини, в августе 1941 года, силами пленных, аварийная надстройка ворот была разобрана, за счет обломков - поднята поверхность проезда. Для обеспечения транспортного габарита, отметка верха проема ворот со стороны моста была поднята с изменением очертаний проема: арка была заменена на прямоугольный проем, в стену - заведена перемычка из стального профиля.
Тереспольские ворота. 1941-1944 г.
В шестидесятых годах начались работы по созданию мемориального комплекса "Брестская крепость-герой". С целью усиления эффекта героической обороны крепости и раскрытия центральной композиции мемориала, была разобрана большая часть кольцевой казармы, проведено масштабное превращение в руины построек внутри цитадели с последующей консервацией руин.

Сохранившаяся у ворот часть барбакана и часть самих ворот, особенно сохранившийся внутренний фасад ворот, были разобраны с имитацией руин. По видимому, разборки и превращение в руины построек усилило эффект героической обороны, однако оно не отвечает исторической правде и, несомненно, в итоге привело к снижению общей историко-культурной ценности крепости как памятника фортификационного искусства.
3

Археологические исследования и архитектурно-археологические обмеры

Для изучения культурного слоя и подземных сооружений Тереспольского моста и ворот в июле-августе 2013 года, а также в июне 2011 года, в зоне строительства были проведены археологические раскопки. Раскопки проведены филиалом "Брестреставрацияпроект" (объекты №35-13, №17-11).

Архитектурные обмеры подземных сооружений (фундаментов моста и ворот, анкерных устройств ворот, арки пойменного прохода, анкерных сооружений и насыпей подъездов моста на левом берегу) проведены по результатам археологических раскопок. Подземные сооружения обмерялись мерными лентами и рулетками с применением нивелира и теодолита.
Тереспольские ворота. 2013 г.
Сохранившиеся надземные сооружения (Тереспольские ворота, прирусловые подпорные стены моста, их гранитная облицовка на обоих берегах) обмерены по натуре в целом и по отдельным элементам. Обмеры в целом выполнены методом фотометрии. Отдельные элементы (сводчатые перекрытия, кровля, плиты облицовки, стальные седела и крепления канатов) обмерены вручную.
4

Архитектурные решения

Мост воссоздается по состоянию на 1914 год, набережная - по состоянию на 1939 год (польские времена), ворота - по состоянию на август 1941 года.
Относительная отметка 0,000 соответствует абсолютной отметке 135.27 в Балтийской системе высот.

Мост предназначен для пешеходного движения с возможностью разового проезда обслуживающих автомашин массой до 45 т. с учетом требований Задания на проектирование и ТКП 45-3.03-227-2010.

Проектом обеспечен судоходный габарит с отметкой низа конструкций 136.2 в средней части пролета моста, соответствующий ТУ РУЭСП "Днепробугводпуть" от 18.06.2013 № 01-19/1670.
Тереспольские ворота. 2013 г.
Архитектурные решения предопределены конструктивной схемой моста, аутентичной мосту до 1914 года: три ряда несущих канатов подвешены на трех рядах железобетонных пилонов, расположенных на правом и левом берегах реки. На правом берегу канаты запакованы и закреплены в конструкциях Тереспольских ворот и в проектируемых подземных устройствах, являющихся неотъемлемой частью моста. На левом берегу канаты закреплены в реконструируемом подземном анкерном сооружении.

По историческому аналогу воссозданы план моста и объемные параметры его конструктивных элементов, с заменой исторических деревянных несущих балок настила и ферм боковых ограждений на стальные профили по историческим размерам. Покрытие моста выполнено с имитацией исторического дощатого настила. Существующие гранитные облицовки подпорных прирусловых стен моста на правом берегу (у ворот) реконструируются, перекладываются с учетом военных разрушений и мер по усилению фундаментов пилонов моста. На левом берегу, под новые нагрузки реконструируются существующие фундаменты пилонов и подземное анкерное сооружение, обновляется засыпанный арочный проход в подземной прирусловой части моста. Существующие гранитные облицовки аутентично перекладываются и дополняются. Несущие пилоны воссоздаются по историческому аналогу. Маскароны и гербы Российской империи на пилонах показаны в габаритах, должны дорабатываться как художественные работы.
Сапёрная пристань. Вид на Тереспольские ворота по состоянию 1941 года
Входы на мост решены по безбарьерной схеме в отметках близких 1914 году. Со стороны Тереспольских ворот, справа моста устроена набережная со сходами к воде. Набережная воссоздает Саперную пристань польского времени, размеры ступеней сходов набережной приняты по историческим габаритам, отличающимся от действующих норм.
Прирусловые сооружения моста на Пограничном острове. Вид сверху
Тереспольские ворота воссозданы по состоянию августа 1941 года: реставрируются башни, кровля и отделка наружного и внутреннего фасадов с учетом следов войны, реконструируются: на отдельных участках разбираются и перекладываются несущие стены и перекрытия согласно рекомендаций обследования их несущей способности, проектных нагрузок и решений по запаковке и закреплению канатов моста в конструкциях ворот. Перед наружными стенами, с нормативными отступами от существующих сетей, запроектированы подземные анкерные сооружения (бункеры).

Земляные работы вести только с археологическим наблюдением и представителем РЭС в зоне кабелей на правом берегу.

Конструктивные решения разработаны ООО «Экомост».
© Экомост